↑ Вернуться: ПРЕСС-ЦЕНТР

Распечатать Страница

КОДЕКС

Этический кодекс добровольца

Общие положения

доброволецЭтический Кодекс добровольца призван:

  • оградить общество от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования работы добровольческих организаций и добровольца;
  • разъяснить сущности добровольческой деятельности и защищать добровольческие организации от не целевой деятельности, дискредитации и манипуляций.

Этические нормы устанавливают обязательные правила добровольческой деятельности.

Этические нормы не исчерпывают всех ситуаций добровольной деятельности.
Данный Этический Кодекс распространяется только на социально-значимый вид добровольческой деятельности.

В случае, если добровольческая организация, доброволец считает свою деятельность социально-значимой, то ему следует руководствоваться данным кодексом добровольца.

Если отдельные нормы поведения Этического Кодекса отличны от норм действующего законодательства, добровольческие организации, добровольцы в своей деятельности выбирают соответствие более высоким стандартам.

За нарушение Этического Кодекса добровольца к добровольцу волонтеру могут быть применены такие санкции, как общественное порицание и исключение из добровольческой организации.

Начало добровольческой деятельности

1. Доброволец имеет право выбирать любую сферу добровольческой деятельности и входить в состав любой добровольческой организации.
2. Приступая к работе, доброволец принимает на себя обязательства, которые оговорены в формальном или неформальном контракте с принимающей его организацией.

Проведение добровольческих проектов

1. Доброволец добросовестно выполняет свою добровольческую деятельность, понимая свою ответственность перед людьми, которые возлагают на него надежды и ожидания.
2. Доброволец исполняет, взятые на себя обязательства по выполнению проекта до его окончания. В случае невозможного выполнения — передает другому лицу или уполномоченной организации.
3. Во всех случаях, когда это возможно, контроль добровольческой работы осуществляется по конечному результату.
4. Доброволец стремится приобрести навыки и знания, необходимые для работы в проекте/организации, а также передать другим свое мастерство и идеи.
5. Доброволец имеет право на одновременное сотрудничество с несколькими добровольческими организациями, участие в нескольких добровольческих проектах.

Окончание добровольческой деятельности

1. Доброволец самостоятельно принимает решение об окончании добровольческой деятельности, но не ранее выполнения взятых на себя обязательств. Прекращение выполнения оговоренных обязанностей до того момента, когда они переданы другому лицу, является нарушением этики добровольца.
2. Доброволец информирует своих коллег о решении закончить добровольческую деятельность заблаговременно, в разумные сроки.
3. Добровольческая организация понимает, что каждый доброволец, входящий в нее, может покончить добровольческую деятельность по собственному желанию и учитывает это при распределении работ с тем, чтобы не возлагать на добровольцев обязательств сверх разумного срока.
4. Добровольческая организация поощряет карьерный рост и готова к обсуждению с добровольцем причин ухода и совместному поиску других, интересных (выгодных) для обеих сторон форм взаимодействия.

Общие этические нормы:

1. Доброволец не может требовать и принимать материального вознаграждения за свою деятельность.
2. В своей деятельности доброволец с уважением относится к правам других людей на установки, мнения, моральные нормы и т.п., отличные от их собственных.
3. В своей деятельности доброволец всячески избегает какой-либо дискриминации на основе возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо-экономического статуса или иного признака, оговоренного в законе.
4. Доброволец не имеет права осуществлять действия, которые могут оскорбить или унизить честь и достоинство людей. 


ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС

СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА РОССИИ

делая-доброТрудовая деятельность человека является наиболее типичным и всеобъемлющим примером практической деятельности, в связи с чем можно говорить о феномене профессиональной этики

Профессиональная этика — это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.

Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности.

Профессиональная этика лежит в основе всех других аспектов профессиональной деятельности, так как мораль профессиональной группы (профессиональная мораль) является составной частью морали общества, а собственно мораль является одним из самых древних регуляторов поведения и действий, взаимодействия людей, в том числе и в профессиональной сфере.
Особые требования в период реформирования общества предъявляются к профессиональной деятельности в тех сферах, которые направлены на решение социальных проблем общества в целом и отдельных индивидов и социальных групп, более других подверженных негативному воздействию рыночной стихии. Одним из действенных факторов, оказывающих влияние на состояние социальной сферы и жизнедеятельность граждан, является институт социальной работы.

Социальная работа — один из видов профессиональной деятельности, где забота о благе всех и каждого является предметом повседневной практической деятельности, вследствие чего она может и должна влиять на процессы гуманизации общественных отношений. Культура поведения, действий и общения специалистов должна быть основана на знании и понимании ими как профессиональных, так и общих этических норм и правил морали.
В практике социальной работы уже имеется целый ряд средств для регулирования поведения и действий специалистов. В системе социальной защиты населения действует система правового регулирования отношений между участниками процесса — Конституция Российской Федерации, законы РФ, указы Президента и распоряжения местных органов власти и система административного регулирования — уставы, положения, штатные расписания, должностные инструкции, приказы и т. п. Предусмотрена также система отчетности и формального контроля за деятельностью учреждений социальной защиты и отдельных социальных работников.
Но вместе с тем все эти средства, при всей их необходимости, не могут быть признаны достаточными. Они не могут охватить всего разнообразия отношений и ситуаций, возникающих в практике социальной работы повседневно. Это делает необходимым разработку и введение более гибкой и более действенной системы контроля, отражающей глубинную сущность социальной работы как профессиональной деятельности.
Такой системой контроля является этический кодекс социального работника, играющий важную роль в формировании основных принципов профессиональной морали и указывающий на специфику черт личности, делающих ее профессионально пригодной к деятельности в качестве социального работника, а также освещающий те социальные функции, которые возложены на профессию обществом.

Профессионально-этический кодекс социального работника России принят Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994 года. В 2003 году на основе рекомендаций Международной Федерации социальных работников разработан Кодекс этики социального работника. Настоящий Кодекс и представляет собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обязанностей. Главная цель «Кодекса этики социального работника — определить и обозначить этические принципы и нравственные (моральные) позиции человека (клиента), специалиста (социального работника) и общества (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиента.

1. ПОВЕДЕНИЕ И ОБЛИК СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Сотрудник социальной службы должен поддерживать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая какие-либо уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия, четко различая заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как представителем профессии.
Социальный работник должен приложить все усилия к тому, чтобы стать и оставаться специалистом-экспертом в своей профессиональной практике и в выполнении своих профессиональных обязанностей.
Социальный работник должен действовать так, чтобы предупредить возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей.

Социальный работник должен соизмерять свои поступки с высшими стандартами профессиональной ЧЕСТНОСТИ:
а)социальный работник должен не поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся на пути его профессиональной деятельности, беспристрастно выполняя свои профессиональные обязанности;
б)социальный работник не имеет права использовать свои профессиональные отношения в личных целях.
Специалист в области социальной работы должен стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, включаться в систему обучения и исследовательскую работу:
в) социальный работник, вовлеченный в исследовательскую работу, должен четко сознавать, какие последствия может иметь эта работа для человека, личности;
г) социальный работник, вовлеченный в исследовательскую работу, должен удостовериться в том, что все участники объединены на основе добровольности и информированности, с полным соблюдением личной свободы и достоинства участвующих;
д) информация, полученная об участниках исследования за время его проведения, должна рассматриваться как конфиденциальная;

2. ЭТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К КЛИЕНТАМ

Основными обязанностями социального работника являются его обязанности по отношению к клиенту:
а) социальный работник не должен использовать отношения с клиентами в собственных интересах;
б) социальный работник должен избегать связей и отношений, которые идут во вред его клиентам;
в) социальный работник должен завершить работу с клиентом и профессиональные отношения с ним, когда такая работа и отношения не являются необходимыми и более не служат нуждам и интересам этого человека или семьи;
г) социальный работник не должен позволять вовлекать себя в любые действия, которые оскверняют или уменьшают гражданские или юридические права клиента, даже если это делается по просьбе клиента;
д) социальный работник должен обеспечивать активную субъективную позицию самого клиента, не допускать унижения достоинства личности клиента формами оказываемой ему благотворительной помощи.
Сотрудник социальной службы обязан уважать тайны клиентов и не распространять информацию, прошедшую в ходе профессиональной социальной помощи:

3. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОИМ КОЛЛЕГАМ

Социальный работник должен обращаться с коллегами с уважением, вежливостью, справедливо, с доверием, соблюдая деликатность и справедливость:
Сотрудник социальной службы должен обращаться с клиентами своих коллег внимательно, вести их дела с полной профессиональной отдачей:
а) социальный работник не должен брать на себя профессиональную ответственность за клиента другого коллеги без соответствующих согласований с этим коллегой;
б) социальный работник, обслуживающий клиентов коллег в период временного отсутствия последних или непредвиденного обстоятельства, должен обслуживать их с таким же вниманием, как и своих «собственных» клиентов.

4. ЭТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К РУКОВОДИТЕЛЮ ИЛИ РУКОВОДЯЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Сотрудник социальной службы должен твердо придерживаться своих обязательств, данных руководящей организации:
а)социальный работник должен работать над совершенствованием, корректировкой политики своей организации, повышением эффективности и действенности ее служб.

5. ЭТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПЕРЕД СВОЕЙ ПРОФЕССИЕЙ

Социальный работник должен поддерживать и повышать значимость, этику, знания и цели своей профессии:
а)социальный работник должен защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии и должен быть ответственным и активным в дискуссиях по совершенствованию профессии;
б) социальный работник должен предпринимать действия по соответствующим каналам против неэтичного поведения любых своих коллег;
в) социальный работник должен предотвращать неквалифицированную и запрещенную практику социальной работы;
г) социальный работник не должен допускать искажений при рекламе своей компетентности, квалификации, услуг, результатов, которые могут быть достигнуты.
Социальный работник должен всемерно помогать людям, информируя и делая социальные службы доступными населению микрорайона (социума).
Социальный работник должен вкладывать свое время, профессиональный опыт и знания в деятельность, способствующую уважительному отношению к полезности, чистоте и компетентности своей профессии.

6. ЭТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ

Сотрудник социальной службы должен содействовать развитию благосостояния общества:
а)социальный работник должен действовать таким образом, чтобы исключить несправедливость против любого человека или группы на основании национального происхождения, политических или религиозных убеждений, сексуальных ориентации, возраста, брачного статуса, психических или физических недостатков, а также исключить предпочтение, привилегии отдельным категориям населения;
б) социальный работник должен действовать таким образом, чтобы расширить личностные возможности всех людей, различных семей, с особым вниманием относясь к ущербным группам и лицам;
в) социальный работник должен создавать условия для поддержки уважения к различным культурам;
Социальный работник — представитель особой, деликатной и гуманной профессии. Посредник — связующее звено во взаимосвязи личности, семьи и общества, он призван работать в системе служб социальной помощи населению, обеспечивая медико-психолого-педагогическую и правовую целесообразность этой системы, решая в органическом единстве задачи воспитания взрослых и детей, укрепления нравственности, физического и психического здоровья, правовой и экономической защиты, организации труда и досуга, оказания своевременной социальной помощи семьям и лицам, особо в ней нуждающимся.

Постоянная ссылка на это сообщение: http://search-for-people.ru/press-tsentr/kodeks/

%d такие блоггеры, как:
Перейти к верхней панели